В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения (служба медиации), которая помогает выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Служба школьной медиации в школе-интернате № 3– это команда взрослых, прошедших обучение медиации, которая стремится:
– разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
– дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
– снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Основной деятельностью службы является проведение восстановительных программ примирения конфликтующих сторон, программ по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда, проведение медиаторами-волонтерами информационно-разъяснительной работы в классах.
Миссия Службы школьной медиации — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию, развить восстановительный способ реагирования на конфликты и правонарушения.
Отличие медиации от других форм заключается в том, что конфликтная ситуация должна быть решена его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти эффективный выход из нее. И если они приняли на себя ответственность за принятое решение, то наверняка его выполнят и смогут избежать повторения подобной ситуации. Помогает участникам нейтральный посредник (медиатор), который:
– не судит; – не советует; – не воспитывает; – не защищает; – не винит; – не принуждает.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликтную ситуацию. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка